Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ДС № 29 "Солнышко" г. Туапсе

16 сентября 2015 - мuzruk

 2. Содержательный раздел

1.     СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

В содержательном разделе представлены:

– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей;

- особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

 2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

 

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Реализация Программы обеспечивается на основе   вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

      Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно‑эстетическое развитие;

● физическое развитие.

 

 2.2.1. Социально-коммуникативное развитие

 

 Содержание образовательной работы с детьми направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

 

 

 

·        воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;

·        воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;

·        уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;

·        формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;

·        знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;

·        вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;

·        расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;

·        формировать позицию гражданина своей страны;

·        создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

·        формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;

·        совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;

·        закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

·        поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью. 

      Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и  

      сверстниками:

·        обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;

·        создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;

·        стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;

·        закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;

·        создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;

·        содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;

·        обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;

·        удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;

·        предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;

·        знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;

·        формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.

      Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции     

      собственных действий:

·        совершенствовать самостоятельность в организации досуговой 

    деятельности;

·        формировать умение выбора правильного решения, обосновывая

    свои действия (свой выбор) путем установления причинно- следственной  

    зависимости между событиями и природными явлениями.

·  прививать знания основ безопасности;

·     формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать

    осторожность при   работе с острыми предметами; оберегать глаза от   

      травм во время игр и занятий;

·     объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;

·     приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми

     животными;

·     предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов,

    свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;

·     обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами

    поведения в них;

·        добиваться выполнения правил дорожного движения.

 

Региональный компонент «Кубановедение».

Содержание регионального компонента.

           Дошкольное образование Туапсинского района – часть единой системы краевого образования Краснодарского края, реализующее те же цели и ценности.

           С другой стороны, дошкольные образование – наиболее специфичная часть системы образования, решающая наряду с общими, и свои задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

           Основная цель дошкольного образования МБДОУ– реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

         Субъектами требований к качеству образования в детском саду на данный момент выступают ребенок, педагоги, родители, школа – все субъекты, заинтересованные в будущем ребенка и формирующие свои образовательные запросы к дошкольному образованию.   Качественное удовлетворение этих запросов является показателем качества образования дошкольников в детском саду.

          Критериями оценки качества образовательной деятельности детского сада   являются:

- цель образовательной деятельности;

- ресурсные условия образовательной деятельности;

-процессуальная оценка образовательной деятельности, задающая эффективность, здоровье сбережение, работоспособность воспитанника;

-система управления, определяющая управляемость, результативность, надежность работы.

          Представление о качестве образования в новых условиях является соответствие образовательной программы федеральным государственным требованиям, с принципами интеграции образовательных областей в образовательном процессе, календарно–тематическом принципе образовательной деятельности.

          Содержание регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного   образования МБДОУ   зависит от внешних и внутренних факторов, складывающихся в целом в единую образовательную систему дошкольного, образования:

- отнесение образовательного учреждения к определенному виду (центр развития ребенка);

- специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 

Национально – культурные, демографические условия определяют

содержание образовательного процесса

 

Месяц

Тема занятия

Программные задачи

 

Сентябрь

1.      Историческое прошлое Кубани, жизнь и быт казаков

 

2.      Художественная литература: чтение сказки «Вареники»

 

3.      Ручной труд: лепка вареников из теста.

 

Изо: аппликация: «Подарки с кубанской грядки»

Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать у детей желание знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать уважение к старшему поколению

«Ты Кубань, ты наша Родина» стр. 40-41, Презентация

Иллюстрации, текст сказки

Презентация

иллюстрации

Октябрь

1.      Ознакомление с символикой      Кубани: герб, гимн, флаг Краснодарского края

 

1.      Художественная литература: «Русский порт Новороссийск»

Бакалдин В.Б.

 

2.      Занятие: «Российский герб»

 

3. Праздник: «Посвящение в казачата»

Познакомить детей с символикой Краснодарского края. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.

«Ты Кубань, ты наша Родина» стр. 38, Презентация

Текст рассказа, фото

Конспект, презентация

сценарий

Ноябрь

1.Традиции и обычаи кубанских казаков.

 

2. Занятие «Быт и культура казаков»

 

3.Занятие в кубанской избе: «Предметы одежды казаков»

Кубанские народные игры

Познакомить детей с традициями и обычаями казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям. Воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

«Ты Кубань. ты наша Родина»

стр43

конспект

Презентация

 

Декабрь

1.    Различные виды исторических промыслов на Кубани

 

2.    Занятие в кубанской избе: «Изготовление народной куклы»

 

3.    Художественная литература: чтение стихотворения «Хозяюшка» В.П.Бардадым

Познакомить детей с трудом наших предков, расширить знания о народных ремеслах. Воспитывать уважение к труду и людям труда

Конспект

Презентация

Презентация

Сценарий развлечения

Январь

1.Национальная одежда кубанского казака и казачки

 

2. Занятие по ИЗО: рисование «Кубанский орнамент»

Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, ее назначении, названии, разных частях. Развивать у детей интерес к национальным костюмам, кубанскому орнаменту.

«Введение в историю Кубани» стр. 22, Конспект, Презентация

Конспект, презентация

Февраль

1.   Занятие: «Хлеб всему голова»

 

2.   «Путешествие колобка»

 

 

3.   Знакомство с профессиями «Наш колхоз» (хлебороб, земледелец, овощевод, животновод, садовод)

4. Ручной труд: «Изготовление жаворонков из теста»

Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани. Прививать чувство гордости за людей, которые сеют, пашут, убирают хлеб, благодарность за труд хлебороба

«Ты Кубань, ты наша Родина» стр. 57,

презентация

 

презентация

 

 

иллюстрации презентация

Март

1.    Кубанский фольклор (пословицы, поговорки, частушки, хороводные песни). Обрядовые праздники: «Масленица на Кубани».

2.    Занятие: «Кубанская частушка»

    

3.    «Праздник Масленицы»

 

Занятие по ИЗО: «Писанки»

Дать детям понятие о народном фольклоре, познакомить с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков. Приобщать к народной культуре.

конспект

 

 

конспект

 

сценарий развлечения

 

конспект, презентация

Апрель

1. «Кубань родная – малая моя Родина»

 

2. «Мой родной город» -заочная экскурсия по городу и району.

 

3.Интегрированное занятии: «Гордимся, что мы туапсинцы»

КВН: «Знатоки Туапсе»

Обобщать знания детей о развитии края сегодня. Учить радоваться новому облику нашей малой Родины. Прививать любовь к родному городу, обратить внимание детей на его красоту.

конспект

 

Конспект, фото

 

Конспект,

Презентация

 

Конспект

Май

1.    «Красная книга Краснодарского края» (исчезающие виды)

 

2.    Занятие: «Заповедники Краснодарского края»

3.    «Обитатели и экология Черного моря»

Растительный мир г. Туапсе и Туапсинского района

Знакомить детей с особенностями растительного и животного мира Кубани. Учить бережному отношению к флоре и фауне. Воспитывать любовь к родному краю.

Презентация

Презентация

 

 

 

Презентация

 

КУБАНОВЕДЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     «Ты, Кубань, ты наша Родина» Т.П.Хлопова, И.Н Гусарова, С.К Фоменко, Л.М Данилина.

2.     «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В.А Маркова, Л.М Данилина. З.Г Прасолова

3.     «География Краснодарского края» М.Б.Астапов

4.     «Кубани славные сыны» К.А Обойщиков, В.Н Бураев, В.В.Козлов

5.     «Путешествие по родному краю» И.П.Лотышев

6.     «Ржаной хлебушко-калачу дедушка» А.Митяев

7.     «Введение в историю Кубани» М.В Митрук, Т.А.Науменко

8.     «Плясовые припевки Кубани» И.Н Бойко

9.     «Поем о городе родном» -стихи Туапсинских поэтов

10.                       «Цветы у обелиска»И.Г.Лотник

11.                       «Туапсе спортивный» И.Г.Лотник

12.                       «Палитра» Е.Крамник

13.                       «Остриями в зенит поднялись обелиски»Е.М.Запатрина

 

2.2.2. Познавательное развитие

 

      Развитие любознательности и познавательной мотивации:

·          развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

      Формирование познавательных действий, становление сознания:

·          обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;

·          способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;

·          целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.

      Развитие воображения и творческой активности:

·          создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей;

·          формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним;

·          учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации.

      Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

·          формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

·          совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое;

·          актуализировать представления о сенсорных эталонах, развивать способность предвидеть (прогнозировать) изменения свойств предметов под воздействием различных факторов и причинно-следственных связей,

·          способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка, определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания;  

·          развивать потребность в использовании различных способов обследования в познании окружающего;

·          содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей;

·          содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности;

·          развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование;

·          развивать способность определять основание для классификации, классифицировать предметы по заданному основанию

      Планета Земля в общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира;

·          формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;

·          способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе;

·          развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.

 

2.2.3. Речевое развитие

 

 Владение речью как средством общения:

·        побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;

·        вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.

      Обогащение активного словаря:

·        расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка;

·        обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

·        побуждать использовать в своей речи обобщающие и родовые понятия;

·        расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);

·        активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы;

·        поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;

·        объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли;

·        знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

·        побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

·        побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;

·        упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);

·        упражнять в словообразовании при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок;

·        поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;

·        обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых;

·        способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций;

·        начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

      Развитие связной диалогической и монологической речи:

·        вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;

·        приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ;

·        способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);

·        побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;

·        упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

·        развивать речевое дыхание и речевое внимания;

·        формировать правильное звукопроизношение;

·        побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

·        познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

·        развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);

·        познакомить со слоговой структурой слова;

·        учить определять количество слогов в словах;

·        развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильной постановке ударения при произнесении слов.

      Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как     

      предпосылки обучения грамоте:

·        упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);

·        упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);

·        упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;

·        познакомить с ударением;

·        упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

 

 

2.2.4. Художественно-эстетическое развитие

 

      Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и  мира природы:

·          содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства; 

·          воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;

·          добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.

      Становление эстетического отношения к окружающему миру:

·          вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;

·          развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада);

·          вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;

·          развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, выразительности слова;

·          развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы.

      Формирование элементарных представлений о видах искусства:

·          формировать элементарные представления о видах искусства: архитектуре, изобразительном искусстве (графика живопись скульптура), декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика, рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.), музыкальном искусстве (песня, танец, марш) театральном, фото - и киноискусстве, дизайне;

·          знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона;

·          развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка.

      Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:

·          содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;

·          развитие основ художественного вкуса;

·          помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.; 

·          побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства;

      Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.):

·          обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;

·          поддерживать стремление детей к творчеству;

·          содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности; 

·          обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;

·          развивать способность к импровизациям в различных видах искусства;

·          учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др.

      Одним из основных приоритетных направлений деятельности МБДОУ является:

         Художественно-эстетическое

      В ходе реализации данного направления решаются следующие задачи: воспитание у ребенка ценностного отношения к художественному искусству путем систематического, целенаправленного развития через знакомство с живописью и декоративно-прикладным искусством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы образовательной деятельности в кружке художественного творчества «Радуга»

 (по материалам книги И. Лыковой

 «Изобразительное творчество в детском саду»).

 

Месяц

Тема занятия

Программные задачи

Технические

приемы,

изобразительные

средства и

материалы

СЕНТЯБРЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Рисование -
экспериментирование «Цветные стихи
и картинки для
Радуги» с. 16

2. «Путешествие в
Красное
Королевство» с. 183. «Путешествие в
Желтое
Королевство» с. 19

4.     «Путешествие в
Синее
Королевство» с.20

Расширять, систематизировать и обогащать содержание изобразительной деятельности детей, выбора сюжета рисунка и средств выразительности. Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, технических способов и приемов реализации замысла.

Акварельные краски, восковые мелки, пастель; поролон, ватные палочки, кисти для ресниц; рисование по сырому слою бумаги

ОКТЯБРЬ

1. «Путешествие в Зеленое
Королевство» с.21

2. «Путешествие в оранжевое
Королевство» с.22

3. «Путешествие в фиолетовое
Королевство» с.23
                    4. «Путешествие в голубое
Королевство» с.24

 

Помочь детям научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность.

Акварельные краски, восковые мелки, пастель; поролон, ватные палочки, кисти для ресниц; рисование по сырому слою бумаги

НОЯББРЬ

1. «Как Мальчик стал художником» с.25

2.    Знакомство со штампом листиками (книга «Мастерилка»).

Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства - живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура - для обогащения зрительных впечатлений и формирования

Штампы из листочков, оттиски листьев, окраска бумаги под

Полиэтиленовой пленкой, штампы из жатой бумаги; акварельные краски, гуашь.

 

Составление композиции из оттисков листками «Аквариум» (книга «Учимся, играя»)     

 3. Осенняя аллея (фон-окраска бумаги под полиэтиленовой пленкой, деревья-монотипия).

 

эстетического отношения к окружающему миру. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.

 

ДЕКАБРЬ

1.Рисование с
элементами
аппликации «Картинки для
наших шкафчиков» с.32

2.Рисование по
замыслу «Посмотри
в свое окно» с.38

3.Рисование по
представлению «Вечерний свет в
окошках» с.54

4. «Дворец Деда
Мороза»

Создавать сюжеты разного масштаба; развивать композиционные умения: выделять в композиции главное, размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; познакомить с понятием «эскиз, набросок».

Рисование
свечой, восковыми
мелками, акварелью.

Рисование по
сырому слою
бумаги

ЯНВАРЬ

1. «Елочка»

2.Рисование
декоративное с
элементами
аппликации «Перчатки и
котятки» с.60

3.Рисование «Жираф
заболел» с.78

4.Рисование «Пестрые попугаи
на дереве» с. 84

Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления. Создавать сюжеты разного масштаба; развивать композиционные умения: выделять в композиции главное, размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности

Рисование
тычком, точками, украшение
работы
бисером, лаком.

Рисование
ладонью.

Рисование
пластилином.

Рисование
кисточкой для
ресниц; восковые
мелки, акварель.

ФЕВРАЛЬ

1. Рисование- экспериментирование «Крошки -осьминожки»  

 с. 104

Создавать условия для желания детей экспериментировать с разнообразными художественными материалами.

Рисование
кистью руки.

Раздувание
капли краски.

 

МАРТ

1.     Рисование «Открытка для
мамы»

2. «Все цветы маме подарю»

3.Рисование по
замыслу

«Фантастические цветы» с. 156

4.     Рисование
декоративное с
элементами
аппликации и
письма «Рыбки
играют».

Совершенствовать технику рисования гуашью и акварелью -смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; учить рисовать пастелью и восковыми мелками; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа.

Рисование мыльными пузырями.

Рисование по
сырому слою
бумаги с солью

Обрывание
бумаги, ватные палочки,

поролон, щетки и

т.д.

Восковые мелки,

акварель, гуашь.

АПРЕЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рисование-
фантазирование «Домик с трубой и
сказочник - дым» - с.144

2.Рисование по замыслу «На
далекой, неизведанной
планете» -с. 132

3.«Сказочные
дворцы и замки» с. 186

4.Рисование «Я рисую море -
голубые дали» -
с.98

Развивать интерес к изобразительной деятельности, вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно -творческие способности.

Раздувание капли краски и дорисовывание.

Рисование
свечой, восковыми
мелками, акварелью, пастелью.

Моделирование
из фольги, фантиков и цветной бумаги.

Рисование
поролоном, кистью для
ресниц, зубными
щетками

МАЙ

1.Рисование – фантазирование «Путаница-перепутаница» с.188

2. «Бабочки» - монотипия.

3. «Голубь мира»

4. Рисование по замыслу «Радуга – дуга» с.190.

 

Развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно – творческие способности.

 

 

Рисование разнообразными материалами по выбору ребенка, рисование ладошкой, восковые мелки, акварель.

 

 

 

 

2.2.5. Физическое развитие

 

Пприобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму:

·          удовлетворять потребность детей в движении;

·          повышать устойчивость организма к воздействию различных    

      неблагоприятных факторов;

·          расширять у детей представления и знания о различных видах

      физических упражнений спортивного характера;

·          целенаправленно развивать физические качества (скоростные,   

      скоростно- силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость);

·          развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в

      пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость;

·          обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук

      через специально подобранные комплексы физических упражнений и    

      игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

·          развивать у детей возможность самостоятельного выполнения детьми

      всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания;

·          формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической

      культуры.

      Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,   

      повороты в обе стороны),

·          развивать основные движения во время игровой активности детей.

         Ходьба (скрестным шагом, выпадами, в приседе, спиной вперед; с закрытыми глазами (4 – 6 м); по узкой рейке гимнастической скамейки прямо и боком; в разных построениях; совершая различные движения руками).

         Бег (из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки; сидя спиной по направлению движения и т.п.), спиной вперед, сохраняя направление и равновесие; по уменьшенной, приподнятой, наклонной поверхности; пробежки под вращающейся скакалкой по одному и парами.

Прыжки (подпрыгивания на месте разными способами – с поворотами кругом, смещая ноги вправо-влево; в сочетании с различными положениями и движениями рук; прыжки сериями по 30 – 40 прыжков (2 – 3 раза), на двух и на одной ноге, с продвижением вперед (многоскоки); через линии, веревку, невысокие предметы; вверх из глубоко приседа; боком с опорой руками на предмет;  через длинную вращающуюся скакалку; через большой обруч, как через скакалку; прыжковые упражнения, сидя на больших гимнастических мячах (гимниках): повороты вокруг себя,  поочередный подъем ног, постановка стоп на мяч  и т.д.).

          Бросание,  ловля, метание (бросание мяча вверх, о землю и ловля его одной и двумя руками, то же с хлопками, поворотами и другими заданиями; то же из одной руки в другую, с отскоком от пола;  перебрасывание мяча друг другу из разных исходных положений (снизу из-за головы, сидя по-турецки,  стоя на коленях и т.п.); через сетку; перекидывание набивных мячей весом 1 кг; отбивание мяча об пол, о землю с продвижением вперед (не менее 6 раз); метание мяча (мешочка с песком) в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4 – 5 м, в движущуюся цель, вдаль метание вдаль ведущей рукой  на  5 – 8 м.

         Ползание, лазанье (ползание на животе, спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; лазание по гимнастической стенке, лестнице, меняя темп, используя одноименный и разноименный способы лазания; передвижение с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали; лазание по веревочной лестнице).

Упражнения для мышц головы и шеи (плавно выполнять движения головой, рисуя в воздухе цифры от 1 до 10; при приседании и ходьбе удерживать на голове разнообразные предметы (расстояние 6 – 10 м).

         Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (поднимать, разводить, сгибать, вращать, выпрямлять руки из разных исходных положений одновременно и попеременно; выполнять разнонаправленные движения; разводить и сводить пальцы рук; смыкать поочередно пальцы рук с большим пальцем руки; вращать обруч перед собой и сбоку одной рукой на кисти и предплечье руки).  

         Упражнения для мышц туловища (наклоняться вперед, в стороны, назад из различных исходных положений; сидя, руки в упоре сзади, поднять обе ноги, оттянуть носки и удерживать ноги в этом положении; лежа на спине, поднимать одновременно обе ноги, пытаясь дотянуться до лежащего за головой предмета; лежа на животе, стараться захватить руками щиколотки ног и удержаться в таком положении; лежа на животе прогибаться, приподнимая плечи над полом и разводя руки в стороны).

         Упражнения для мышц брюшного пресса и ног (выставлять ногу вперед на носок скрестно; на носок-на пятку с притопами; переступать на месте, не отрывая носки ног от пола; выполнять мах прямой ногой вперед, стараясь достать носком выпрямленной ноги ладони вытянутых рук; мах в сторону; приседать вниз - в стороны из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь; захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу; пытаться рисовать, удерживая карандаш пальцами ног).

         Самостоятельные построения и перестроения: в шахматном порядке; расчет на «первый-второй»; перестроение из одной шеренги в две; из построения парами в колонну по одному («цепочкой»).

          Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

·          развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные    

      игры и выполнять упражнения.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

·          содействовать формированию у детей привычки   к здоровому образу   

      жизни;

·          рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах,

      связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта.

 

      Одним из основных приоритетных направлений деятельности МБДОУ является:

·                                        Физкультурно-оздоровительное

В ходе реализации данного направления решаются следующие задачи:

Сохранение, укрепление здоровья детей, закаливание организма и совершенствование его функций.

 

 

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

 

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

 

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

 

Основные цели и задачи

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям (законным представитмелям) и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки

 критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

 

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

        изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

        знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

        информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

        создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

        привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

        поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

 

Реальное участие родителей

в жизни МБДОУ

Формы участия

Периодичность

сотрудничества

В проведении мониторинговых исследований

-анкетирование

- социологический опрос

-интервьюирование

 

3-4 раза в год

по мере необходимости

В создании условий

 

- участие в субботниках по благоустройству территории

-помощь в создании предметно-развивающей среды

-оказание помощи в ремонтных работах

2 раза в год

 

постоянно

 

ежегодно

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»;

-памятки;

-создание странички на сайте ДОУ;

-консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;

- распространение опыта семейного воспитания;

-родительские собрания

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

Обновление постоянно

1 раз в месяц

По годовому плану

1 раз в квартал

В воспитательно-образовательном процессе МБДОУ

 

-Дни открытых дверей.

- Дни здоровья.

- Совместные праздники, развлечения.

-Встречи с интересными людьми.

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах.

- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.

 

1 раз в квартал

По плану

 

1 раз в квартал

 

 

 

2.5. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

 

     Коррекционная работа в логопедических группах МБДОУ ДС № 29 «Солнышко» г. Туапсе ведется на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет (издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО). Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н.В.Нищева.

    Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и

специальной педагогики и психологии.

     Целью данной Программы является построение системы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с3 до7 лет,

предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

 

Организация логопедической работы

    Логопедическая группа создается в МБДОУ при наличии условий для функционирования с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовки детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

    Основные задачи логопедической группы МБДОУ:

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

 

    Логопедические группы в МБДОУ открываются на основании приказа МБДОУ о комплектовании.

     Режим работы логопедических групп устанавливается руководителем МБДОУ исходя из потребностей семьи и возможностей финансирования и является следующим. Логопедические группы работают пятидневную неделю (выходные дни – суббота, воскресенье).

Режим работы логопедических групп с 7ч.30м. до 17ч.30м. Длительность пребывания воспитанников составляет 10 часов.

    В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

- фонетическое недоразвитие (ФН)

- заикание.

    Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 1 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

    В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

     В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

    В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.

    Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

- задержку психического развития;

- возрастные фонетические нарушения;

- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

     На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

    Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

    Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

    Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

    Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю:

- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

    Подгрупповые занятия проводятся:

- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;

- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

    Продолжительность подгруппового логопедического занятия:

в средней группе – 15-20 минут;

в старшей группе – 20-25 минут;

в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

Продолжительность индивидуального занятия – 10-15 минут с каждым ребенком.

Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.

 Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

 В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города.

 Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий МБДОУ.

 

Руководство логопедической группой

Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

Заведующий МБДОУ:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

- подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на районных методических объединениях учителей-логопедов, курсах повышения квалификации и др.

 

              Права и обязанности учителя-логопеда

В штат МБДОУ вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

 Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

 Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

Учитель-логопед:

- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

- комплектует группы детей для занятий в логопедической группе;

- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

- готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

- информирует педагогический коллектив МБДОУ о задачах и содержании работы логопедической группы;

- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

- участвует в работе районных методических объединениях учителей-логопедов;

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

Учитель-логопед МБДОУ пользуется всеми льготами, преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедической группе МБДОУ, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).

 Учитель-логопед ведёт документацию:

- годовой план;

- журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

- перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;

- расписание занятий;

- журнал посещаемости;

- журнал учета детей, зачисленных на логопедическую группу;

- речевые карты;

- индивидуальные тетради для занятий с детьми;

- отчет логопеда за год.

 

 Материально-техническое и финансовое обеспечение

 

 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.

Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

 Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

 Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

 Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за специфику работы.

 Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю с повышающим коэффициентом к должностному окладу на 20% за специфику работы.

 

Организация работы педагога – психолога

 

Цели, задачи, направления

Цель

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях МБДОУ.

 Задачи

·        Сохранение психологического здоровья детей.

·        Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.

·        Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.

·        Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.

·        Консультационная работа с родителями и педагогами.

·        Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

·        Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.

Направления

·        Психодиагностика.

·        Психопрофилактика.

·        Психокоррекция.

·        Просветительская работа.

·        Консультационная работа.

·        Методическая работа.

Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

Познавательная сфера.

·        Мышление:

- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).

·        Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.

·        Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

·        Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.

Эмоционально-волевая сфера.

·        Проявления агрессивного поведения.

·        Страхи.

·        Повышенная тревожность.

·        Симптомы психосоматики.

·        Эмоциональный комфорт в детском саду.

·        Личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера.

Социометрия группы. По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа. Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагогов и родителей.

Психопрофилактическая работа.

Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:

1.    развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2.    развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственнных представлений; развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

3.     развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

В основе работы лежит программа «От рождения до школы». Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае если ребенок, по каким – то причинам избегает игры в группе, ему отводится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми.

Групповые психопрофилактические занятия

Младшие группы:

- адаптация детей;

- осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;

- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

-развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средние группы:

- развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;

- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к  

группе;

- развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения,

пространственных представлений.

Старшие группы:

- коммуникативные навыки;

- творческие и познавательные способности;

-эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);

- способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительные группы:

- готовность к школе (личностная и мотивационная);

- коммуникативные способности и социальная адаптация детей;

- способность к дифференциации эмоциональных состояний;

- творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Психокоррекционная работа.

Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами родителями). Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

- эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;

- коммуникативная: нарушение взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

- познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.

Основные методы коррекционных воздействий:

- индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые);

- сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй   с ребенком;

- психогимнастика;

- куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;

- арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;

- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;

- игры по развитию психомоторики.

2.4.1. Организация работы психолого – медико – педагогического консилиума МБДОУ.

С целью организации целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушениями речевого, психофизиологического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в МБДОУ создан и функционирует психолого – медико – педагогический консилиум (далее ПМПк) (Приказ МБДОУ от 03 сентября 2009 года № 74).

Деятельность ПМПк регламентируется Положением о психолого – медико - педагогическом консилиуме МБДОУ (Приказ МБДОУ от 03 сентября 2009 года № 74). В соответствии с этим документом ПМПк решает следующие задачи:

1.                Консолидация усилий специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи воспитанникам и их родителям.

2.                Своевременное выявление и ранняя диагностика (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии, трудностей обучения и адаптации.

3.                Организация и проведение комплексного изучения личности и развития ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования с целью организации коррекционного процесса обучения и реабилитационного воздействия в соответствии с уровнем индивидуальных возможностей и особенностей воспитанников.

4.                Системный анализ данных психолого – педагогического и медико – социального изучения воспитанников с выработкой комплексного заключения.

5.                Определение уровня и выявление индивидуальных особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, мышления, работоспособности и др.), изучение индивидуального профиля эмоционально – волевого и личностного развития.

6.                Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций по оптимизации воспитательно – образовательной работы и рекомендаций для воспитателя в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении.

7.                Выбор дифференцированных педагогических условий при организации коррекционно-развивающего образовательного процесса, необходимых для максимальной компенсации нарушения и адаптации воспитанников.

8.             Отслеживание динамики в психофизическом развитии детей.

9.                Подготовка документации и направление на обследование в муниципальную ПМПК детей, не усваивающих образовательную программу, реализуемую в МБДОУ и нуждающихся в другом виде коррекционного обучения.

10.           Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.

11.           Организация профессионального взаимодействия специалистов в рамках учреждения и за его пределами.

12.           Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

13.           Организация профессионального сотрудничества и взаимодействия с учреждениями образования, здравоохранения, правовыми и социальными органами.

Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному годовому плану (утвержден заведующим МБДОУ), включающему три этапа:

 - подготовительный (сентябрь);

- промежуточный (ноябрь, февраль);

- итоговый (май).

В течение учебного года проводятся плановые и внеплановые заседания ПМПк (в соответствии с планом). Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов, непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Особое значение в организации деятельности ПМПк в МБДОУ имеет документальное оформление результатов обследования развития воспитанников. Грамотно сформированный пакет документов позволяет координировать деятельность всех специалистов консилиума, отслеживать результаты коррекционной работы с детьми, обеспечивая комплексное сопровождение воспитанников МБДОУ, имеющих нарушения в развитии.

  

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий